“The Main Colonel of the Land”: Interview with Konstantin Stogniy for AutoMirDRIVE
По просьбе “АвтоМир ДРАЙВ” Антон Шмеркин побеседовал с журналистом, путешественником и автомобилистом, автором нескольких документальных фильмов на самые животрепещущие темы Константином Стогнием. Глупость, бедность, коррумпированные американские таксисты и десять Украинских министров внутренних дел – вот только часть тем, затронутых в разговоре.
АвтоМир ДРАЙВ: Костя, вы может быть и не вспомните, мы как-то вместе тестировали Lexus GS 300 для журнала EGO…
К. С.: Ну, почему же! Помню, конечно.
АвтоМир ДРАЙВ: У вас тогда еще был шикарный черный Lorinser на базе CL. Он еще с вами?
К. С.: Нет, продал уже. Года, знаете ли, не милосердны не только к людям, но и к машинам, хотя мой экземпляр можно было с уверенностью отнести к коллекционным. Его и забрал коллекционер из Днепропетровска.
АвтоМир ДРАЙВ: Как удачно наш разговор перетек в тему, которую я бы очень хотел обсудить – покупка подержанного авто в Украине. Дело в том, что буквально пару недель назад я впервые, будучи в Украине, стал автовладельцем и мне пришлось пройти через все круги ада, которые нам уготовил МРЕО – бесконечная волокита, стопки бумаги, компьютерная система, которая может обрушиться в любой момент и ее не спешат чинить… Для сравнения, в США продавец подписывает одну единственную бумажку – title – и с этого момента покупатель становится правообладателем машины. Вопрос: почему у нас всё так?
К. С.: Вариантов ответа множество, тут без притчи не обойдешься: почему мы такие глупые? Потому что бедные. Ну, а бедны мы от глупости. Как оно будет (использую ваш тон) видно, например, сразу при пересечении границы любой страны: как берут из рук паспорт, как на тебя при этом смотрят, что говорят. У нас эта картина повторяется от раза к разу, когда меня беспрестанно заставляют показывать разные документы, заполнять анкеты, потом несут эту макулатуру кому-то на утверждение, а компьютеризировать это все просто нет денег. Так что, первая причина на мой взгляд, все-таки, безденежье.
АвтоМир ДРАЙВ: То есть, в уравнении “бедные, потому что глупые, а глупые потому что бедные” по-вашему нужно начинать именно с ликвидации бедности?
К. С.: По моему мнению да, хотя я не настаиваю, кто-то может думать по-другому. Это хроническое безденежье продолжается во все время независимости, это уже то временное, что стало постоянным.
АвтоМир ДРАЙВ: Просто, если развивать тему бедности и глупости, то сразу вопрос: откуда у глупцов могут появиться деньги?
К. С.: Ну, хорошо, попробуем станцевать от глупости, от необходимости в первую очередь поумнеть. Я работал с десятью министрами внутренних дел. Несколько министров тому назад было решено провести среди частных компаний тендер на услуги по разработке систем учета в автотранспортной отрасли, и чтобы эти частные компании несли уголовную ответственность, если в систему прокрадутся нарушения. Желающих принять участие в тендере была пара десятков, но в пост-оранжевое время министры вдруг начали так меняться, что ни у кого не было времени довести это дело до конца. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что востребованные профессионалы просто не находят себе места в по-настоящему нуждающихся в них госструктурах из-за их, структур, бессистемности, хаотичности, бюрократизма. В результате профи спокойно уходят в частный сектор. Остаются невостребованные, у которых в приоритете не улучшение жизни автомобилиста, а во что бы то ни стало сохранение за собой места. Когда-то в 1-м, если не ошибаюсь, МРЕО была сильная команда программистов, она существенно ускорила процесс получения прав, ребята были настоящие трудяги-энтузиасты, но постепенно они тоже не выдержали, разбежались по конторам. Приходили еще люди, разрабатывали систему за системой учета. Писем из госорганов, даже из органов госбезопасности было несметное количество: придумайте, внедрите, помогите! Снова пытались подключить частный капитал – нашли фирму в Днепропетровске с офисом в частной квартире, представляете? Фирма из квартиры разработала систему стратегического доступа всех госструктур, так или иначе причастных к системе учета автотранспорта в Украине – розыскники, милиция, все должны были идти через нее, но опять начались споры, сначала из-за программного обеспечения, потом из-за всего остального, вы понимаете… Словом, вокруг всего этого процесса “поумнения” со временем разгорается бумажно-перестраховочная война, которую никому не выиграть. Есть фирмы-разработчики, но их не пускают дальше определенного порога ответственности. Так спокойнее. И доходнее: милиция не спешит отдавать этот жирный кусок в частный сектор, поскольку на бюджет рассчитывать до сих пор не приходится; средства из бюджета в милицию идут по принципу оплаты официанта в ресторане: доберешь чаевыми!
АвтоМир ДРАЙВ: Я сам много об этом думаю, поскольку я, как и вы, страстный путешественник, автомобилист со стажем… Государство от этой неустроенности теряет кучу денег: платные дороги, платная парковка, бóльшая пропускная способность на нормально устроенном шоссе. В конце концов, на въезде в такой город как Киев водитель просто обязан платить – это нормальная мировая практика! Платить за загрязнение воздуха, за…
К. С.:…за амортизацию дорог, за взлом асфальта шинами тяжелого автотранспорта и так далее, далее, почти до бесконечности. Вы знаете, что Украина заняла второе место в мире по коррупции только потому что жюри дали взятку, чтобы оно не присудило нам первое место?
АвтоМир ДРАЙВ: Неужели? Не знал.
К. С.: А как же (смеется), правдивая история! Известно, что государство формируется как гарант правозащиты и благосостояния отдельной личности, но у нас этот старый постулат понимают по-другому: мое личное благосостояние – это достойный и вполне достаточный вклад в благосостояние государства. Вот так вот, с личного начинают.
АвтоМир ДРАЙВ: Костя, что делать?
К. С.: Раз уж заговорили об Америке, в конце 80-х – начале 90-х во всех Нью-Йоркских аэропортах царила таксистская мафия. Людей возили кругами, обдирали беспощадно. Ничего не помогало: аэропорт был увешан предупреждающими плакатами, на каждом шагу инструкции, смотрите, мол, не дайте себя облапошить. Тщетно. В 1994 году мэром избрали Руди Джулиани и началась программа “Тайный пассажир”, когда сотрудники органов садились в такси под видом пассажиров и ловили таксистов с поличным. При этом параллельно была начата государственная программа по упорядочению такси-сервиса, и теперь всё это тщательно лицензировано, только определенные компании имеют доступ в аэропорт и так далее. У нас, кстати, тоже в новом аэропорту проходят подобные процессы, что не может не радовать. Думаю, скоро в Борисполе уже и не услышишь вопрос “такси надо?”.
АвтоМир ДРАЙВ: То есть, мы возвращаемся к “роли личности в истории”.
К. С.: Да, именно. Все всегда сводится к волевому решению человека, который четко видит перед собой цель.
АвтоМир ДРАЙВ: Ну, а есть ли по-вашему в Украине такой человек? Будущий Джулиани? Будущий Клинтон? мне бы не хотелось излишне политизировать нашу беседу, но как гражданина и автомобилиста меня этот вопрос живо интересует.
К. С.: Я думаю, что он еще не созрел, вернее, ситуация у нас еще не созрела, чтобы такой человек мог появиться и раскрыться как политик в нашей, безусловно, клановой системе. В будущем? Как знать, но, как говорил Пастернак, если надеяться не на лучшее, то зачем вообще тогда надеяться? Вот я и надеюсь на лучшее!
АвтоМир ДРАЙВ: И в отличии от многих, таки вносите свой вклад…
К. С.: А как же! (смеется)
АвтоМир ДРАЙВ: Ну хорошо, попробуем отойти от новейшей украинской истории. Я имел отношение, правда, не непосредственное, но, все-таки, отношение к одному из ваших наиболее противоречивых документальных фильмов “Последняя тайна Гитлера” о том, что фюрер, якобы, не покончил с собой 30-го апреля 1945 года, что он преспокойно перебрался в Южную Америку и там продолжал безобразничать до конца 1960-х. Когда-то мне предложили его озвучить по-английски для фестиваля в Канне, но у нас там что-то не срослось… А как у вас, срослось? Повезли таки фильм?
К. С.: Да, повезли, и да, фильм получился очень жесткий и противоречивый, потому что тема, мягко говоря, не простая, скажем, довольно неблагодарная тема. Вокруг этой темы вечно кто-то пропадает, кто-то гибнет… Когда-то в газете “Совершенно секретно” появился материал (который-то меня в итоге и вдохновил на дальнейшие исследования) – через пару недель погибает тогдашний издатель газеты Артем Боровик. Журналисты исчезают и так далее… А показ в Канне получился довольно скандальный, вот как раз из-за жесткости фильма. Администрация фестиваля довольно настойчиво нас увещевала сгладить самые острые углы, а идти на это, как вы понимаете, не хотелось. Мы в Чили, в Аргентине встречались с разными довольно мрачными персонажами, встретились, в частности, с соседями Эриха Прибке, прожившего в Аргентине 50 лет – бывшим комендантом Рима, по приказу которого в марте 1944 года было расстреляно 335 заложников. А когда снимался фильм, по всему миру как раз ходила история нашего Ивана Демьянюка, бывшего охранника нескольких концлагерей. Сначала ему предъявили обвинения в американском суде, ничего не удалось доказать. Его отпустили, отправили в Израиль. Эти съемки израильского процесса тоже обошли весь мир: Демьянюк в инвалидной коляске, ему уже за восемьдесят… Израиль тоже ничего не может доказать, надо отпускать. Повезли на процесс в Германию. Вот так возили, возили, пока он сам не умер. В то же время Эрих Прибке спокойно живет под своей фамилией. Фонд Визенталя настоял на его экстрадиции в Италию, но его признали невиновным. Он там и остался, живет на даче, купается в бассейне. Я не возражаю, человеку уже 99 лет, пусть купается. Но мы в фильме и задавали вопрос: как это называется? Человека, вину которого не удалось доказать судам трех государств затаскали по тюрьмам до смерти, а реальный нацистский преступник прохлаждается у бассейна?! Ну, и в Канне это не всем понравилось…
АвтоМир ДРАЙВ: Но фильм-то показали?
К. С.: Да, показ состоялся, правда, уже “причесанной” версии. Его показали на ICTV, несколько компаний-прокатчиков им заинтересовались, вот, ведем переговоры с израильтянами, надеюсь, удастся показать и там!